АНДРЕЙ ИЛЬИН
официальный сайт



Анкета


Новости


Кино


Театр


Афиша 


Фотоальбом


Журнальный столик


Почта


Гостевая


Коллеги

Пресса

 Материалы:
От Хлестакова до Гамлета
Театр начинается с печки
Хочу верить в порядочного человека
Картина о Леопольде Треппере стала для меня этапом жизни
Муж Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом себя уже не представляю
В Штирлица я не играл
Фартовый парень
Андрей Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя Каменская
Могу взорвать мост, отравить колодец, взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой роман с Каменской закончился
Сам в Москве заблудишься, сам и отыщешься
Не люблю сильных и волевых женщин
Я не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой диагноз

Работа над ошибками

Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf - часть 1, часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком

Марина Забелина
"Наше кино"

Андрей Ильин. Мысли вслух.

– Андрей, Вы недавно вернулись с «Киношока». Какое впечатление у Вас от российских кинофестивалей в целом? Когда же у нас на красных дорожках будут толкаться голливудские знаменитости?

– Не хочется обижать наши фестивали, но лично у меня есть ощущение, что нескоро. Пока мы довольствуемся нашими домашними радостями. «Киношок» я, конечно, люблю – за теплую атмосферу, доброжелательность, за море, за возможность просто отдохнуть, потому что от тебя никто ничего не требует. В этом году я провел там три дня, но за это время не увидел ни одной достойной картины. У меня даже было смутное ощущение, что отбирали на этот раз то, что не дошло до других фестивалей. В прошлом году были бурные эмоции – от «Груза 200», например, Алексея Балабанова. На этот раз, увы, обошлось без потрясений.

– Для потрясений нужны потрясающие фильмы, снятые по потрясающим сценариям. А вот со сценариями у нас проблемы…

– Хороший сценарий – действительно большая редкость. Когда предлагают интересную историю, я начинаю жить этим материалом, и если потом, в результате переговоров, проб или других объективных обстоятельств, что-то не срастается и роль достается не мне, я расстраиваюсь. Но если хороший сценарий в процессе съемок загубили и сняли откровенную клюкву, расстраиваюсь вдвойне.

– В фильме «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время» Вы играете Эйнштейна? ?

– К сожалению, это всего лишь эпизод из жизни Мессинга, связанный с Эйнштейном.

Они, как гласят легенды и документы, действительно встречались.

– Не могу в Вас разглядеть черты Эйнштейна...

– Чудеса  грима. Я и сам не ожидал, что буду так похож на него.

– Кого бы Вы не согласились играть никогда?

– Сейчас есть возможность отказываться от плохих сценариев и плохих ролей. Если у героя нет ни биографии, ни судьбы, ни характера, а придуман он всего лишь для того, чтобы поддержать сюжетную линию, – то и смысла играть его я ни вижу.

– А как насчет злодеев – с судьбой и биографией?

– Ну, кто там у нас из злодеев? Чикатило, Гитлер… Персонажи, конечно, неприятные, но почему нет? Там есть история, личность, есть, что играть. Мне, например, было бы интересно сыграть кающегося кровопийцу – скажем, Иудушку Головлева.

– Значит, Вы не верите в расхожий предрассудок, что роль оказывает влияние на судьбу актера? Мистические параллели не проводите?

– Мистические – нет. Но я верю, что, например, роль Штирлица во многом определила дальнейшую судьбу Вячеслава Тихонова. Эпизодическая роль в фильме «Подкидыш» с яркой фразой – «Муля, не нервируй меня!» – наложила отпечаток на судьбу Фаины Раневской. Ее все время доставали этой фразой, но как бы она не раздражалась, это часть ее биографии. Тоже самое Лановой или Конкин – сыграли Павку Корчагина – и всю жизнь за ними тянется шлейф этой роли. Хотят они этого или нет, нравится им это или нет. Я могу сколько угодно раздражаться, когда меня называют «мужем Каменской» – до посинения раздражаться. Но эта роль была, это часть моей жизни...

В какой-то степени мне она даже помогает. А иногда вредит: некоторым режиссерам, безусловно, образ интеллигента Чистякова мешает разглядеть во мне какие-то иные грани. Они меня и приглашают на роли этаких интеллигентных очкариков.

– С кем советуетесь, если сомневаетесь играть Вам такие роли или нет?

– Со своим агентом. А так… Советоваться особенно не с кем. Я расстался с государственными театрами, где зачастую  актера, к сожалению, отучают думать, потому что за него уже все давно придумали, где даже инициатива порой бывает наказуема, и стал полагаться только на себя. Раньше за меня все решали в кабинете главного режиссера: что играть, что репетировать и как вообще жить в ближайшие год-два. А сейчас я ориентируюсь на свой вкус, на свое отношение к профессии и представление, что хорошо, что плохо. Иногда помогает интуиция, я на нее очень полагаюсь. Передо мной недавно стоял выбор: сниматься в киевском фильме «Реквием для свидетеля» (там у Андрея была главная роль – прим. М.З.) или еще в одной картине – московской. Были два равноценных сценария. Со вторым все казалось проще, поскольку съемки должны были проходить в пределах Московской области, а «Реквием» снимали в Киеве – нужно мотаться туда-сюда. Но я почувствовал, что лучше ехать именно в Киев. И не ошибся: там была потрясающая команда, очень профессиональные люди. И это здорово, потому что, когда сталкиваешься на площадки с непрофессионалами и не понимаешь, ничего, вплоть до того, снимаешься ты завтра или нет, это выводит из равновесия.

– А Вас из равновесия легко вывести? Ответить силой на хамство можете?

– Могу.

– Потом жалеете?

– Но это не так часто случается. В молодости было постоянно: чуть что, я сразу лез в драку, не задумываясь. Сейчас научился сдерживаться. Скажем, я постоянно нахожусь в зоне риска, как и все автомобилисты. Дорога есть дорога – она непредсказуема, всякие ситуации бывают. Когда я не виноват, а кто-то начинает орать сгоряча, я лучше промолчу: человек успокоится и сам поймет, что не прав. А если я вижу, что человек несправедлив, но не хочет себе в этом признаться, бывает, и сам срываюсь. Потом, правда, себя ругаю. Видимо, с годами приходит элементарная человеческая мудрость или чувство самосохранения срабатывает. Когда вижу, что кто-то горячится не по делу, сразу хочется успокоить его: «Зачем, побереги себя, по-бе-ре-ги!». Раньше я так не мог.

– Да в юности профессия таксиста, о которой мечтали, Вам была противопоказана.

– Таксистом я мечтал стать в детстве. А о чем еще можно было мечтать? Я кроме папиного грузовика ничего и не видел. Мне нравилось рулить, сидеть в кабине, для меня было настоящим счастьем ездить на демонстрации в украшенной флагами и транспарантами машине. Но грузовик – дело серьезное, а я тогда был совсем маленький и думал, что такси мне подойдет гораздо больше.. Тогда я даже не смел помыслить о своем собственном автомобиле, а таксисты, лихо разъезжающие по Горькому на казенных машинах, вызывали у меня чувство зависти.

– Почему все-таки стали актером, а не таксистом?

– В театральном кружке вкусил первый успех. Овации! В школе тебя ругают-ругают, говорят, какой ты глупый, а тут вдруг выходишь на сцену, и семьсот человек в набитом битком зале тебе аплодируют. Волей-неволей начинаешь возвышаться в собственных глазах. Другое дело, казалось, что стать актером просто невозможно. Я и тогда понимал, что просто так в театральное училище не берут, есть много «но»: важен случай, нужен талант… А я об этом таланте знать не знал. Поцелован я Богом или нет? Как говорила та же Раневская: «Талант – это бородавка». Я все пытался понять – выросла у меня эта бородавка или нет. А потом все-таки взял да поступил в театральный. Но поступить-то мало. Надо еще и закончить, нужно попасть в хорошие руки, к хорошему режиссеру да желательно – в Москву.

– В Москву Вы шли окольными путями. Почему вдруг на десять лет уехали в Ригу? А сюда приехали, когда кино было при смерти… Что мешало приехать раньше?

– Робость, наверное. Недоверие к себе и неверие в себя. Хотя у меня было приглашение и в Школу-студию МХАТ… Но я выбрал Рижский театр, потому что очень хотел сразу окунуться в работу, «понюхать» запах настоящих кулис. Там обещали много ролей. А в Москве были призрачные перспективы. Я всегда завидовал людям, которые обладают здоровой наглостью – абсолютно верят в свои силы, в свой успех, идут к цели напрямик. А я шел как теленок – куда вели.

– Что даже за роли бороться не пришлось?

– Как ни странно, нет. Я пришел в Рижский театр и меня сразу же завалили ролями – и в основном, главными – и Хлестаков, и Треплев, и Гамлет… Все, о чем молодой актер может мечтать. Хотя я с удовольствием на все соглашался, даже прыгал в табуне в «Истории лошади», которую ставил Марк Розовский. У нас был табун, мы лихо отплясывали, не сомневаясь, что в этой пьесе главное действующее лицо – именно табун.

– У Вас широкая география – Нижний Новгород, Рига, Москва. Легко срываетесь с насиженного места?

– Нет, с трудом. По молодости не отдавал себе отчет: было приглашение – ехал. Я вообще жил как женщина, которая любит ушами: мне сказали, что Рижский театр – это очень хорошо, я поверил и поехал в Рижский театр. И не ошибся. Сейчас счастлив, что десять с половиной лет провел в Риге. Наверное, это было единственное на тот момент правильное решение. Хотя, если бы я раньше приехал в Москву, то, возможно, нашел бы себя быстрее. А может, наоборот, потерялся бы. Кто знает, как судьба бы сложилась.

– В нее, в судьбу, кстати, верите?

(Задумывается. – прим. М.З.) Я почему-то вспоминаю старый анекдот. Рыбы в аквариуме спорят, есть ли Бог на свете. Одна говорит: «Конечно, есть. Кто-то же нас кормит». Хотя и говорят, что судьбами распоряжаются на небесах, я думаю, что все гораздо проще. Сами люди и распоряжаются своими судьбами – здесь, на Земле. И моей судьбой тоже распоряжаются простые земные люди, которым ничего человеческое не чуждо.

Вот Олег Меньшиков (Андрей указывает на обложку нашего журнала, на ней фото Меньшикова – прим. М.З.) – очень талантливый актер, но я не знаю, как сложилась бы его судьба, если бы не было «Покровских ворот», которые дали импульс на всю жизнь, если бы на его пути не повстречался Михаил Козаков.

– А Вам везет на судьбоносные встречи? Друзей у Вас много?

– Я часто езжу по стране, часто встречаюсь с интересными людьми – добрыми, интересными, открытыми. Я почему-то раньше думал, что с годами все труднее и труднее сдружиться, а потом понял, что это заблуждение. Друзей у меня действительно много. Это не значит, что мы встречаемся и созваниваемся ежедневно. Мы можем месяцами не видеться. Правда, каждый год летом я стараюсь собирать  тех, кто может приехать, у себя на даче.

– Значит, отдыхать получается?

– В последнее время я пришел к мысли, что отдых тоже нужно уметь планировать – даже гораздо в большей степени, чем работу. Мне это иногда удается.

– Что Вы ни при каких обстоятельствах не прощаете людям?

– У меня, может, в силу профессии хороший слух на ложь и правду. Я чувствую всегда, когда человек лжив. Пусть он даже улыбается, но если я ощущаю, что за этим стоит какой-то подвох, то просто с ним не общаюсь. Могу ему даже не сказать свое мнение в лицо – просто ухожу и все. Зачем общаться с тем, кто был уличен в подлости? Не люблю людей завистливых. Даже если открыто эта зависть не проявляется, я ее все равно чувствую – как собака на расстоянии чувствует людей, которые ее боятся. Ей сразу хочется покусать их. Вот у меня такие же собачьи инстинкты проявляются по отношению к людям, которые способны на подлость. Хотя я сам человек доверчивый и, бывает, ошибаюсь, за что неоднократно был наказан. Не люблю пустословов, брехунов. Человек должен отвечать за свои слова.

– Женщинам поблажек не делаете?

– Женщинам-то свойственно поболтать. А как же? Мне как раз очень нравятся женщины, много говорящие, с чувством юмора. Правда, когда юмор, что называется, в тему. А вот болтушек недолюбливаю, особенно тех, кто разносит слухи, этакую «желтую прессу» в жизни.

– Вы сказали, что не терпите людей завистливых. Но Вам же, успешному актеру, наверняка завидуют.

– Завидуют, наверное. Но если при этом человек адекватен – ничего страшного в этой зависти нет. Я тоже завидую – Роберту де Ниро, Тому Хэнксу: они достигли определенных высот в профессии, их знает весь мир, они работают с режиссерами мирового масштаба. Это не значит, что я должен исходить желчью, не спать ночами, биться в истерике или насылать на них порчу. Но если я вижу человека, который заболел завистью и вредит исподтишка, только потому, что сам ничего стоящего сделать не может, – это совсем другое дело. Вредить из вредности, от отчаяния, к сожалению, свойственно  человеческой природе.

– Да и не только от отчаяния.

Мне порой хочется просто кричать от бессилия, от хамства и неуважения к самим себе. Попадаешь иногда в какой-то райский уголок, красоты немыслимой, а там уже на каждом шагу горы мусора. Идешь по центру города или спускаешься в подземный переход – и волосы на голове шевелятся от количества брошенных пакетов, бутылок, окурков. Меня поразил эпизод, рассказанный русской девушкой, недавно переехавшей в Швейцарию. Ей несколько дней подряд возвращали пакет с мусором, а она никак не могла понять, в чем дело. Потом выяснилось – просто пакет был неправильно завязан и мог рассыпаться в контейнере мусоровоза. В Швейцарии я хотел сфотографировать лежащую на мостовой бумажку, но так и не нашел ее. Абсолютный культ чистоты и порядка. Там если ты торопишься – тебе обязательно уступят дорогу. У нас же тебя или собьют, если ты пешеход, или машину разобьют, если ты за рулем. Москва в этом смысле сумасшедший город – все опаздывают, все хотят опередить друг друга. И очень многие озлоблены. Когда же мы станем похожи на европейцев, которые уважают себя и друг друга?! Или опять «оправдаемся»: это черта русского характера?

– Почему, по-вашему?

– Не могу понять, не могу. Я сегодня снимался в одном дачном кооперативе: там люди создали свой мир – красивые домики, все чисто, опрятно, все друг другу улыбаются. Видно, что они хотят жить долго и счастливо, берегут покой друг друга. А недавно мы снимали в подъезде жилого дома, тихо-мирно, не сорили, не шумели: вдруг выходит женщина, похожая на фурию, и начинает визжать и тявкать на нас, давясь собственной злобой. Почему? Чего ради? Кричит: «Я сейчас милицию позову!» Приехала милиция. 2 часа выяснений и потерянного драгоценного времени. Зачем так портить жизнь другим? Ведь лучше стали жить в большинстве своем. Нарождается средний класс, люди научились зарабатывать деньги, содержать свои семьи.

– Ну это в пределах Москвы. А за МКАД сказка заканчивается.

– Я бы не сказал. Я же езжу по стране и вижу. И в провинции люди стараются обустраивать свой  быт, зарабатывать, налаживать бизнес, хотя есть, конечно, и разрыв между бедными и богатыми, и где-то спиваются целыми деревнями, не чувствуя перспективы..

– Смотрят по всей стране один канал, а там только и показывают, как все пьют или друг друга «мочат».

– Сегодня – время «быстрых» денег. Поэтому на телевидении так много «убойных сил», стрелялок – это дает рейтинг, на это проще выбить финансирование, привлечь рекламу. В жизни все это тоже есть, но не в таких же масштабах. Меня, правда, успокаивает, что сейчас мы начинаем возвращаться к хорошему кино – к человечному, доброму. И наверняка вернемся – как только в обществе наступит стабильность.

– О чем мечтаете, Андрей?

– Очень хочу, чтобы мои близкие были здоровы и счастливы. И я вместе с ними… Есть, конечно, еще мечты, но на суд читателей я их выносить не буду. Это действительно очень личное.

Материалы:
От Хлестакова до Гамлета
Театр начинается с печки
Хочу верить в порядочного человека
Картина о Леопольде Треппере стала для меня этапом жизни
Муж Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом себя уже не представляю
В Штирлица я не играл
Фартовый парень
Андрей Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя Каменская
Могу взорвать мост, отравить колодец, взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой роман с Каменской закончился
Сам в Москве заблудишься, сам и отыщешься
Не люблю сильных и волевых женщин
Я не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой диагноз

Работа над ошибками

Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf - часть 1, часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком

 

Хотите пообщаться с другими посетителями сайта, обсудить фильмы и спектакли с участием Андрея Ильина? - тогда заходите в нашу Гостевую!

 

© Ильин А. Е. 2004-2024