Материалы:
От
Хлестакова до Гамлета
Театр
начинается с печки
Хочу верить в порядочного
человека
Картина
о Леопольде Треппере стала для меня
этапом жизни
Муж
Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом
себя уже не представляю
В
Штирлица я не играл
Фартовый
парень
Андрей
Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя
Каменская
Могу
взорвать мост, отравить колодец,
взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой
роман с Каменской закончился
Сам
в Москве заблудишься, сам и
отыщешься
Не
люблю сильных и волевых женщин
Я
не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой
диагноз
Работа над ошибками
Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf
-
часть 1,
часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока
ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком
Татьяна
Богданова
Фото С. Иванова и из архива Андрея
Ильина
"Аиф.
Суперзвезды" №11 2005 г.
Андрей
Ильин: «Мой роман с Каменской
закончился»
НЕЛЬЗЯ
сказать, что судьба подготовила для него
легкий путь на сцену. Его отец не был
известным режиссером, а мама не была
популярной актрисой. И рос он не за кулисами
московского театра, а в заводском районе
Горького. «Не пойди я в театральный,
вполне мог стать дальнобойщиком или
инженером», — говорит сегодня
популярный актер Андрей Ильин.
—
ВАШИ родители никогда не говорили: «Ну
зачем ты в артисты пошел? Выбрал бы
лучше какую-нибудь серьезную профессию»?
—
Не говорили по той простой причине,
что были слишком далеки от театра и кино.
Папа работал водителем, был человеком
довольно закрытым, эмоций особо не проявлял,
в лучшем случае говорил «нормально» или
«хорошо».
Когда
я был маленьким, мне безумно нравилось
ездить с отцом в его машине. Я обожал
сигаретный дым, запах бензина, мне нравился
запах его прокуренной и просаленной
куртки. Я знаю, что папа меня очень любил,
и чувствовал эту любовь. Но, видимо, с возрастом
мы становимся противненькими,
язвительными, неуживчивыми. И, когда у меня
наступил тот самый переходный возраст, я часто
конфликтовал с отцом.
А потом
я уехал из дома. В 18 лет окончил
Горьковское театральное училище и распределился
в Рижский театр русской драмы, а через
два года параллельно начал учиться на актерском
факультете Рижской консерватории.
К сожалению,
папа рано ушел из жизни. Его парализовало,
и два года мама ухаживала за ним. Это
было ужасно. Чудовищные крики по ночам,
которые невозможно ничем остановить и хоть
как-то помочь человеку справиться с болью.
Я тогда жил в Риге, приезжал редко, и мама
была с отцом один на один. Хватило ей горя
в этой жизни. Болезнь мужа, потеря
старшего сына, моего брата. Он погиб…
—
Зато мама может гордиться вашими успехами.
«Отца парализовало, когда я работал в Риге»
(«Ревизор», Рижский театр русской драмы)
|
—
Да, мама всегда радовалась моим успехам. В прошлом
году я приезжал на ее 75-летний юбилей.
Домой приходили телевизионщики, показали
сюжет по нижегородскому телевидению.
Мама была в центре внимания и просто
купалась в лучах славы. Дай бог ей здоровья!
Мама
хранит все газеты с заметками обо мне,
собирает свой архив. Я представляю, как
она надевает очки и начинает рыться в этом
сундучке, в сотый раз перечитывая и просматривая
одно и то же. Она очень любит, когда я привожу
новые фотографии. А если забываю их, так
расстраивается, что хоть обратно за ними
возвращайся.
Мама
обожает приходить на мои спектакли, для
нее это самые важные события в жизни. К сожалению,
недавно сорвались гастроли в Нижний
Новгород. Мама очень ждала, готовилась,
потому что я сказал, что заеду к ней с друзьями.
Однажды мы уже приезжали дружной
компанией: Марина Могилевская, Леня
Якубович, Вадик Дубровицкий, Инна
Милорадова. Она так радовалась! Устроила
нам потрясающий обед, приготовила борщ,
напекла пирожков и плюшек. И ребята
уехали окрыленные от ее тепла и радушия.
—
А почему вы не перевезете маму в Москву,
поближе к себе?
—
Она приезжает на мою дачу и живет там с весны
до осени. А что ей делать в Москве?
У меня такой шальной образ жизни, что
иногда прихожу домой только переночевать. Я не
могу уделять ей много внимания, и мне
жалко, когда она целыми днями сидит в одиночестве
и скучает. А в Нижнем Новгороде у нее
сестра, внук, племянники, подруги, соседки.
Она все время при деле. 8 марта только во второй
половине дня смог до нее дозвониться,
чтобы поздравить с праздником, телефон
разрывался от звонков.
«Видел смерть на своем
пути»
—
«ЧЕЛОВЕК — самое выносливое животное», —
говорит ваш коллега по Театру им.
Моссовета Георгий Жженов. А вам
доводилось испытывать на прочность свою
выносливость?
—
Мои жизненные испытания — это, конечно,
детский лепет по сравнению с тем, что
довелось пережить Георгию Степановичу. 17 лет
сталинских лагерей — врагу такого не пожелаешь.
А мои испытания…
Однажды
мы с друзьями сами решили устроить себе
проверку на выносливость. После третьего
курса собрались в пеший поход вдоль Оки
от Нижнего Новгорода до Рязани. Это 400
км, а если учесть, что река петляет, и все
600 км получится.
Для
актера самое страшное —
отсутствие работы, боязнь
оказаться в полном
одиночестве |
Нам
по 17 лет, за плечами рюкзаки по 40 кг на
каждого. В день проходили по 20–40 км пешком,
обгорали на солнце, заходили в какие-то
деревни и умоляли дать нам сметаны:
помазать плечи. Были искусаны комарами,
шмелями и осами. Даже смерть видели на своем
пути. На восьмой или десятый день
путешествия жажда так замучила, что мы решили
хлебнуть немного цивилизации и зашли в пивнушку
в городе Муроме. Заходим и слышим
такой диалог среди местного населения: «Уйди,
сейчас как дам!» Удар — и человек
падает головой о кафельный пол. Я его
поднимаю и вижу: все, готов. Выбегаю на улицу
весь перемазанный в крови, смотрю —
милиционер идет. Как закричу: «Товарищ
милиционер! Там человека убили!» Он увидел
меня всего в крови, развернулся на 180
градусов и пошел в обратную сторону.
Мы постояли, подождали — все-таки
свидетели случившегося. А потом обмылись
у колонки, взяли пива и пошли к друзьям,
которые ждали нас на берегу.
А задуманную
трассу мы все-таки прошли. Вернулись
домой загоревшими, похудевшими и гордыми
за то, что проверили свою силу воли.
Видимо, в 17 лет она у меня еще была.
—
А что же сейчас?
—
Да вот никак не могу заставить себя
бросить курить.
—
А почему, говоря об испытаниях, не вспомнили
про армию? Вы же чуть не попали на войну
в Афгане.
—
Ну не попал же. Зачем тогда об этом
говорить? Армия, конечно, — это испытание
для человека. Тебя выдергивают из привычного
течения жизни, где ты окружен вниманием,
уважением и любовью, и бросают в чуждую
для тебя среду. Вокруг какой-то дикий народ,
стоит трехэтажный мат-перемат, которому ты сам
невольно поддаешься, и уже через две
недели начинаешь материться наравне со всеми.
Надевают на тебя какую-то железяку, и ты
бежишь с ней кросс 10 км, стирая ноги в кровь.
В голову приходят мысли: «А со мной ли
все это происходит? А я ли это?» Слава
богу, это было давно, почти 20 лет назад.
Только
это все физические испытания, на них
каждый человек способен. Сложнее пережить
моральные испытания. Для актера самое
страшное — отсутствие работы, ощущение
ненужности, боязнь оказаться в полном
одиночестве.
—
Вам это знакомо?
—
Чего кривить душой, был в моей жизни
очень тяжелый период с начала и до
середины 90-х годов. Было ощущение полного
краха. Из театров ушел зритель, кино не снималось,
о сериалах вообще речи не шло, потому
что по телевизору показывали «Изауру» с «Дикой
Розой». Я носился по Москве в поисках
заработка и всерьез задумывался о том,
что надо завязывать с актерством. Потому
что я мужик, и мне надо было как-то
тащить семью, думать о близких. А театр
тогда не давал возможности выжить.
Зарплата была 10–15 баксов в месяц, ниже
всякого прожиточного минимума. Хотя,
конечно, родные стены морально
поддерживали, давали некое ощущение
стабильности. Но надо было искать другие
возможности зарабатывать.
—
Андрей Краско рассказывал «Суперзвездам»,
как в этот период «бомбил» на машине,
работал на кладбище и шил куртки в кооперативе.
А Спартак Мишулин в ларьке водкой
торговал.
«Когда роль знаю плохо, меня прямо волтузит
перед выходом на сцену» (с Юлией
Меньшовой в спектакле «Бестолочь»)
|
—
Я тоже «бомбил» по ночам. Я тогда
расстался с первой женой и снимал
квартиру, за которую надо было платить.
Садился ночью в машину и ездил по городу.
Однажды подвозил молодого артиста, который
тогда как раз снимался в кино. Я готов
был сквозь землю провалиться. А его еще
пришлось везти очень далеко, чуть ли не в
Орехово-Борисово. Я, как мог, отворачивался,
одним глазом посматривая за дорогой,
только чтобы этот человек меня не узнал.
Хотя почему я должен был стыдиться этого?
Разве лучше с голоду подыхать? Это
государству должно было быть стыдно, что
его актеры вынуждены зарабатывать не своим
трудом. Еще я таскал какие-то ящики,
коробки. Все было. Слава богу, прошло.
—
Зато сегодня вы загрузили себя работой.
Театр им. Моссовета, МХТ им. Чехова,
антрепризы, кино, сериалы.
—
Надо уже просто бить себя по рукам,
потому что 24 часов в сутки не хватает,
чтобы успеть сделать все то, что наметил. У меня
сейчас около 12 спектаклей — это очень
много.
«Бывает так стыдно!»
—
НЕДАВНО ассистент режиссера одного
популярного телесериала пожаловался, что с трудом
находит актеров на эпизоды. Восемь из десяти
студентов или выпускников театральных
училищ говорят: «Я не снимаюсь в эпизодах».
Вас не удивляет, что молодые и никому
не известные актеры упускают шанс
показать себя?
—
Видимо, им педагоги сказали, что, если вы можете
потерпеть без эпизодических ролей и дождетесь
главных, тогда вас будут приглашать только
на главные роли. Мне кажется, это большое
заблуждение. Терпеть можно долго, но так
и не дождаться своего часа. Может, я так
говорю, потому что уже не боюсь играть
эпизоды? А впрочем, я всегда играл и то
и другое. Все зависит от материала.
Если роль маленькая, но яркая, почему бы
ее не сыграть? Вот сейчас у меня
нецентральная роль в картине «Бухта
Филиппа», но образ уж очень
неожиданный. Чрезвычайно нехорошего
человека играю.
—
Это ваша первая отрицательная роль?
—
Почему же, нет. В «Марше Турецкого» играл
вора-рецидивиста, держателя воровской
кассы, жуткого и беспринципного. Друзья-актеры
сказали, что получилось довольно
убедительно.
—
Но зритель обожает ваш образ идеального
мужа Каменской. Знаю, вы не любите
вопросов про Чистякова, но все же: ваш
роман с Каменской продолжается?
—
Очень долго говорили о продолжении
проекта, но совсем недавно я узнал, что
«Каменская-5» откладывается на неопределенное
время. Правда, зрители пока не видели
четвертую часть, сейчас идет озвучивание.
—
В вашей кинокарьере есть работы, за которые
сегодня стыдно, и думается: «Зря я согласился
участвовать в этом»?
«Я терпеливый человек, а есть актеры,
которые могут остановить спектакль» (с С. Никоненко
и Е. Прокловой в спектакле «Стеклянная
пыль»)
|
—
Бывает так стыдно, что мучаешься от бессонных
ночей, а по утрам холодный пот прошибает.
Но нельзя же все предугадать. Иногда
материал не нравится, а фильм
получается хороший. Или снимаешься в чем-то
глобальном и существенном, а на деле
выходит — пусто, остается лишь ощущение
досады и разочарования. Ведь когда
снимали «Москва слезам не верит», никто
даже предположить не мог, что фильм
получит такой резонанс. У меня в «Анкор,
еще анкор!» у Тодоровского было всего два
с половиной съемочных дня. А вот
сержант Серебряный почему-то зрителю
запомнился.
Сумасшедший
—
МОЖНО вопрос из зрительного зала? Меня
страшно раздражает, когда в самый
трогательный момент спектакля раздается
звонок мобильника с канканом или
песенкой из «Бумера». А каково вам,
актерам?
—
Тяжело. Я еще терпеливый человек, а есть
актеры, которые могут остановить спектакль,
поднять зрителя и сказать: «Ну, выключили?»
или, не дай бог, поссориться с ним и выгнать
из зала.
На это
можно не реагировать, но актеры ведь
тоже живые люди. Недавно во время
спектакля у одного из зрителей, видимо,
случилось весеннее обострение. Он вскочил
с места, стал размахивать руками,
выкрикивать какой-то бред. Но мы же не имеем
права остановить действие, поэтому на фоне
происходящего безумия продолжали играть.
Наконец человека вывели. Кажется, все
успокоилось. Вдруг через некоторое время он появляется
с другой стороны зала, и все
начинается заново. Ну сумасшедший, что с него
возьмешь. Так что мобильники — это еще
цветочки.
«У меня сейчас 12 спектаклей — это
очень много»
|
А вчера
в Питере играли с Сергеем Безруковым «Ведьму».
Я вытаскиваю на сцену копну сена. А сено,
понятное дело, прошлогоднее, несвежее,
рассыпается. Я выношу эту копну сена, и женщина
в первом ряду демонстративно встает и со
словами возмущения выходит из зала.
Видимо, она страдает аллергией, и от сена
ей стало плохо. Но разве можно такое
предположить?! Меня настолько это выбило из колеи,
что я даже слова перепутал.
—
Кстати, вы легко запоминаете текст?
—
Все зависит от содержания текста. Если он «положен»
на действие — легко, если нет —
труднее. Я записываю себя на диктофон,
вставляю наушник в ухо и везде с ним
хожу. Если я в тексте свободен, то уже
не задумываюсь, пойду направо или налево,
надо мне встать, засмеяться или заплакать. А вот
когда роль знаю плохо, меня прямо волтузит
перед выходом на сцену. Это, как правило,
происходит на первых двух-трех
премьерных спектаклях.
Недавно
со мной случилась очень смешная история.
Играем спектакль «Бестолочь» в городе
Дзержинске Нижегородской области. И вдруг
моя партнерша Олеся Железняк оговаривается…
У нее должна была быть такая фраза: «Все
женщины в нашем квартале только и говорят,
какой вы интересный и импозантный
мужчина…» А я в это время сижу в ботинках,
носках, с подтяжками, в длинных белых
трусах, рубашке и галстуке. Видон у меня
чрезвычайно смешной, и сижу я фактически
на носу у зрителя.
«Если роль маленькая, но яркая, почему бы
ее не сыграть?» (с В. Смирнитским в спектакле
«Человек и джентльмен»)
|
Вдруг
Олеся оговаривается: «Все мужчины в нашем
квартале только и говорят, какой вы интересный…
Ой, все женщины в нашем квартале….» Я не
знаю почему, но этого оказалось
достаточно для того, чтобы я «раскололся»
и начал смеяться так, что минуты две или
три не мог остановиться и прийти в себя.
Такого со мной еще никогда не было —
чтобы вот так сидеть в полуголом виде
перед зрителями и хохотать. Ну никак
не мог успокоиться!
—
Говорят, мужчина должен построить дом,
посадить дерево и вырастить сына.
—
Дом построил. Правда, далеко от Москвы, на Волге.
И деревья там же посадил. Из земли
торчат пять елок и несколько фруктовых
деревьев. Надеюсь, когда-нибудь вырастут. А вот
сына пока не родил, но не теряю надежды,
что это когда-нибудь произойдет.
Материалы:
От
Хлестакова до Гамлета
Театр
начинается с печки
Хочу верить в порядочного
человека
Картина
о Леопольде Треппере стала для меня
этапом жизни
Муж
Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом
себя уже не представляю
В
Штирлица я не играл
Фартовый
парень
Андрей
Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя Каменская
Могу
взорвать мост, отравить колодец, взять
языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой
роман с Каменской закончился
Сам
в Москве заблудишься, сам и отыщешься
Не
люблю сильных и волевых женщин
Я
не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой
диагноз
Работа над ошибками
Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf
-
часть 1,
часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока
ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком
Хотите
пообщаться с другими посетителями
сайта, обсудить фильмы и спектакли с
участием Андрея Ильина? - тогда
заходите в нашу Гостевую!
|