Материалы:
От
Хлестакова до Гамлета
Театр
начинается с печки
Хочу верить в порядочного
человека
Картина
о Леопольде Треппере стала для меня
этапом жизни
Муж
Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом
себя уже не представляю
В
Штирлица я не играл
Фартовый
парень
Андрей
Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя
Каменская
Могу
взорвать мост, отравить колодец,
взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой
роман с Каменской закончился
Сам
в Москве заблудишься, сам и
отыщешься
Не
люблю сильных и волевых женщин
Я
не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой
диагноз
Работа над ошибками
Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf
-
часть 1,
часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока
ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком
Рита
Болотская
"Собеседник" №7 2005 г.
АНДРЕЙ
ИЛЬИН: "СЫГРАТЬ БОЛЬШОГО НЕГОДЯЯ -
ЭТО УДАЧА"
Как
«Чистякова, мужа Каменской» актера
Андрея Ильина знает весь белый свет.
Поэтому не упомянуть в нашем
разговоре Чистякова было нельзя,
хотя лично мне по душе совсем другие
работы Ильина: фильмы «Анкор, еще
Анкор!», «Какая чудная игра», «Артист
и мастер изображения», «Красная
капелла»… Думаю, приставка «тот
самый, муж Каменской» давно уже
перестала быть актуальной –
диапазон Ильина гораздо интересней
и шире. Он «сам по себе Ильин – тот,
который Андрей», и не иначе!
«Из
Риги выехал «последним эшелоном»
--
Мало кто в курсе, что вы почти
одиннадцать лет отработали в
Рижском театре русской драмы. Как
туда попали, ведь родились-то в
Нижнем Новгороде?
--
Когда заканчивал нижегородское
театральное училище, худрук Рижской
драмы Аркадий Фридрихович Кац
приехал посмотреть на выпускной
курс – и позвал меня в Ригу. В ту
пору труппа рижского театра была
одной из лучших в стране, Рига
считалась этакой театральной
Меккой. По праву считалась, и я об
этом знал. Поэтому поехал, особо не
раздумывая, хотя была возможность
продолжить учебу в школе-студии
МХАТа.
--
Говорят, вы сыграли в Риге все
мыслимые роли «звездного» мужского
репертуара?
--
Играл очень много, в том числе из «того
самого репертуара» – Хлестакова,
Треплева, Гамлета… Чонкина мог бы
сыграть, но, в 1989 году, когда
начались репетиции, я уже готовился
к переезду в Москву, сидел на
чемоданах. От роли, естественно,
отказался, но жалел сильно.
--
А как сейчас живется Рижской драме,
знаете?
--
Конечно. Там осталось много друзей.
В прошлом году, когда снимали «Красную
капеллу», несколько месяцев провели
в Риге – я успел повидаться почти со
всеми, побывал и в театре. Особой
радости не ощутил, потому как не от
чего. Весь первый этаж здания отдан
под лавочки, магазины, киоски,
вечером открывается ресторан – нет,
не какой-нибудь там «театральный», а
самый обычный, для улицы. Короче, в
аренду сдается практически все,
кроме сцены и гримерок. А иначе не
выжить! Особенно тяжело приходится
пожилым артистам, живут на одну
пенсию.
--
И у нас так!
--
Нет, не так. В российских театрах
очень долго держат штатные единицы
для пожилых артистов, не занятых в
репертуаре. Они получают небольшие
зарплаты в рамках существующей «сетки»,
это помогает хоть как-то сводить
концы с концами. А в Риге платят лишь
тем, кто играет на сцене. Кроме того,
у Рижской драмы сейчас нет свежих
сил, к ним не приезжают выпускники
театральных вузов – а значит,
будущее под вопросом. Вообще, я
думаю, власти Латвии ждут
медленного умирания этого театра,
рассчитывают именно на такой исход,
даром что в Риге 50 процентов
русскоговорящего населения. Очень
больно говорить об этом!
--
Рижские друзья-артисты жалеют, что
не успели перебраться в Россию?
--
Да по-разному. Это же непросто –
подняться и переехать, если «корни»
держат – дети, родители. Нам с женой
ничто не мешало, и то страшно
вспомнить тогдашнюю эпопею. Мы
буквально прошли «по лезвию»,
выехали, что называется, «последним
эшелоном». Я вывернулся чудным
образом, сделал тройной обмен
квартиры через Ригу и Нижний
Новгород на Москву. Год мыкался без
работы: ждал обещанного приглашения
из театра имени Вахтангова - не
дождался. Потом неожиданно получил
приглашение от Павла Осиповича
Хомского из театра имени Моссовета
– это когда нервы были уже на
пределе, представьте себе!
--
В Москве сразу освоились?
--
Благодаря театру – да. Как только
приехал -- стал репетировать в «Калигуле»
у Петра Наумовича Фоменко. И все!
Остальное значения не уже не имело.
Остальное – приложилось. Почти
десять лет служил в театре имени
Моссовета, потом перешел во МХАТ.
--
Столичного арт-снобизма не ощутили?
Быстро стали своим?
--
Откуда быть снобизму, извините, если
в театрах 80 процентов артистов --
приезжие?.. Обычная для Москвы и,
особенно, для театров, ситуация. Нас,
талантливых артистов, как россыпь
самоцветную по всей стране собирать
надо (Смеется)…
«За
месяц ни разу не попал домой»
--
Недавно телеканал «Россия» показал
12-серийный фильм «Красная капелла»
с вами в главной роли. Отзывы были
очень хорошие. Вы-то сами довольны?
--
Интересней этой работы в моей жизни
еще ничего не было. Сама история
подпольного антифашистского
движения в Европе – материал
уникальнейший. Мой герой –
разведчик Жан Жильбер (псевдоним
Леопольда Трепера -- Ред.) – был
выдающейся, исторической личностью.
К сожалению, картина вышла на экраны
не ко времени. В те дни, когда
случилась бесланская трагедия.
Конечно, тогда никто ничего не
смотрел, кроме новостей, поэтому «Красная
капелла» не прозвучала так, как
могла бы. Но, я надеюсь, зрители
смогут увидеть этот фильм «по-настоящему»
при повторном показе.
--
А что слышно про «Каменскую»?
Говорят, готовится новый, пятый блок?
-- Вроде,
пишется сценарий. Если фантазия
сценаристов не иссякнет– будем
играть
--
Весь прошлый год журналисты гадали:
чем кончится ваш вынужденный отпуск
во МХАТе (ныне МХТ – Ред.) –
вернетесь вы к Табакову или
разойдетесь окончательно? И каков
же финал?
--
Вернулся. Вновь репетирую, ввожусь в
старые спектакли, за что благодарен
Олегу Павловичу. Наш диалог
продолжается.
--
Что, стало меньше съемок или
антреприз -- ведь именно из-за них вы
«отпрашивались» у Табакова?
--
Отношение к антрепризам изменилось
и продолжает меняться – вот главное.
Негативное отношение… ну, вы
понимаете. Ведь это не «чёс» по
городам и весям, поверьте! Все это не
только и не столько ради денег. Мне
интересно работать с разными
партнерами на разных площадках, а в
классическом театре это невозможно.
Кроме того, мне нравится ездить по
стране – к примеру, на Дальнем
Востоке я был уже трижды. Именно с
антрепризами. Актерская
востребованность для меня как
воздух, я живу работой. В ноябре
прошлого года получилась
интересная ситуация: из-за съемок и
гастролей я не смог ни разу за весь
месяц побывать дома. Представляете,
четырежды был в Москве проездом, но
домой зайти не успевал… И сейчас
готов работать в том же режиме, ни в
коем случае не отказываясь ни от
съемок, ни от спектаклей в МХТ.
--
Да вы просто страшные вещи
рассказываете. От работы в таком
режиме можно озвереть!
--
А я, наоборот, зверею без работы. В
конце 90-х, кстати, уже после того, как
вышел первый блок «Каменской» и я
вроде бы стал весьма популярен,
случился период, когда меня вообще
не снимали. Не приглашали. Было
ощущение полного провала. Кроме
того, театр трещал по швам, не было
ясно – что впереди, выживем ли?
Подумывал, не сменить ли профессию.
Вот это -- кошмар! Не приведи Бог
пережить еще раз. А прочее – пустяки.
Я научился спать в поездах и
самолетах, влетать в гримерку за
пять минут до спектакля,
моментально включаться в работу. А
недавно в Подольске полтора часа
носился по сцене с Мишей
Полицеймако, развлекая публику в
ожидании Олеси Железняк, Юли
Меньшовой и Зои Буряк, вместе с
которыми играем в антрепризе «Бестолочь».
Они банально застряли в пробке на
МКАД… Ничего, дождались. И к таким
стрессам тоже привык.
«Обожаю
топить печи и вязать веники»
--
Знаю, один из ваших любимых
спектаклей – «Мой бедный Марат» в
театре имени Моссовета, вы
продолжаете его играть даже сейчас,
будучи актером МХТ. А смогли бы, как
ваш герой Леонидик, оставить
любимую жену даже не по ее желанию, а
по собственной воле, поняв, что она
– любит другого?
--
Конечно. Я считаю, нельзя жить
вместе, если нет взаимного чувства.
Должны быть и уважение, и общность
интересов, но это все равно вторично…
Любовь – странная субстанция:
приходит, уходит, потом, порой, опять
возвращается. Но если какое-то
решение принято, лучше не
оглядываться назад, будет еще
сложнее.
--
Кто для вас самый близкий человек?
--
Мама. Папы и старшего брата, к
несчастью, уже нет на свете. А мама --
простая русская женщина, семь
классов образования. Она почти всю
жизнь проработала завхозом в ПТУ, но
при этом -- врожденное чувство такта,
какая-то природная
интеллигентность, которую ни один
университет не даст, она либо есть,
либо нет. Однажды прилетели на
гастроли в Нижний вместе с Мариной
Могилевской, Валей Смирнитским,
Леней Якубовичем, продюсером нашим
– Вадимом Дубровицким. Привезли
спектакль «Слухи». Вдруг мама
звонит, спрашивает: «Может, хотите
борща домашнего?» Все сказали: «хотим»!
Завалились огромной компанией,
посидели, выпили, поговорили.
Остались в полном восторге.
--
Перевозить маму в Москву не
собираетесь?
--
А почему вы решили, что ей это надо? В
Нижнем у нее друзья и обожаемый внук,
мой племянник. К тому же с мая по
октябрь она живет на моей даче под
Калязиным, говорит, что только там
ей хорошо, нормализуется давление.
Недавно я построил там новый дом,
вместе с друзьями праздновал в нем
последний Новый год.
--
Интересно, как лично вы принимали
участие в строительстве? Сами
проектировали, что-то придумывали,
мастерили?
--
Сам финансировал. Остальным
занимались люди, которые умеют это
делать профессионально. Еще сам
лично вбил гвоздь под фотографию.
Если же вам интересно, умею ли я
делать, в принципе, хоть что-нибудь
по дому, отвечаю: особенно удаются
рубка дров, растопка печей и вязание
веников для бани. Баню обожаю. Умею
готовить, причем практически все, но
каждый раз так жалко тратить на это
время! Просто убийственно жалко.
--
А на что не жаль?
--
На работу.
«Мечтаю
сыграть редкую сволочь»
--
Почему, имея водительские права,
получив их еще в театральном
училище, целых тринадцать лет вы не
садились за руль? Не решались?
--
Вовсе нет. Элементарно денег не было
купить машину. Да и нечего было
покупать в ту пору-то, в 70-х! Первую
машину – «пятерку», «Жигули» --
товарищ пригнал мне аж из Бельгии,
для начала -- на юг Франции. А потом
вместе с другом гнали ее из Франции
в Москву. Н-да, классное было
путешествие! Кстати, на этой «пятерке»
я катался три года, после чего
продал ее одному соседу в Нижний, а
там ее практически сразу украли и
разобрали на части. Вот ведь судьба:
родилась машинка на берегах Волги,
всю Европу объехала, вернулась на
родину, тут и сгинула.
А
я ж на той «пятерочке» учился по
Москве ездить. Ночью! Только ночью,
днем учиться нельзя. Рекомендую:
садишься – и дуй, куда глаза глядят,
по всем закоулкам, сам заблудишься --
сам и отыщешься… Зато я теперь даже
окраины Москвы знаю, из любого
затора выскочу. Как в 91-ом году сел
за руль, так и не вылезаю,
передвигаюсь исключительно на
машине.
--
На какой теперь?
-- Сейчас
у меня «Volvo».
--
Что делаете, если вдруг на дороге ЧП?
Вставали когда-нибудь намертво, с
включенной «аварийкой»?
--
Само собой. Приходится звонить
хорошим людям, звать на помощь.
--
Друг, по-вашему, это кто?
--
Если можешь повернуться к человеку
спиной, если уверен, что простишь
все и тебе, в свою очередь, простят,
– значит, друг. У меня такие люди
есть.
--
Говорят: век живи -- век учись. Чему
продолжаете учиться?
--
На сцене – мастерству.
У того же Табакова, например. А еще --
люблю смотреть теннис. Это игра
характеров. Сражаются равные
соперники, но выигрывает тот, у кого
больше выдержки, стремления к
победе. Смотрю -- и говорю себе: учись,
вот она, сила воли! А я уж сколько лет
не могу заставить себя бросит
курить, хотя пытался же, пытался!
--
Все ваши роли в большей или меньшей
степени положительны. А хотелось бы
сыграть отъявленного негодяя,
редкую сволочь?
--
Еще бы! Это настоящая удача –
поработать с таким материалом. Нет,
конечно, есть актеры, которые, как
Георгий Степанович Жженов,
категорически не приемлют
отрицательных ролей, но я не из их
числа. Вообще, интересно играть
неоднозначные, противоречивые
характеры, искать, разгадывать…
--
Самые интересные ваши роли, на мой
взгляд, сыграны в фильмах Петра
Тодоровского. От него не поступало
новых предложений?
--
Увы, нет. Петр Ефимович – не только
режиссер и сценарист, он и
композитор, и художник. Настоящий
Леонардо да Винчи нашего времени. Я
перед ним просто преклоняюсь. А
Валерий – убедительный пример того,
что природа не отдыхает на детях
талантливых людей.
--
Вы приехали в Москву в тридцать лет.
Потеряться и раствориться было
проще простого. В девяти случаях из
десяти судьбы складываются именно
по такому сценарию. Причем, судьбы
талантливых людей, это
принципиальная оговорка. Что же
помогло вам?
--
Слово «фарт» нравится мне больше,
чем удача. Поэтому скажу так: в
определенный момент начало фартить
– и я, что немаловажно, был к этому
готов. Я уже был в хорошей
творческой форме, а иначе ничего не
получилось бы.
--
Вы рисковый человек?
--
Наверное. Когда уезжал из Нижнего в
Ригу, помню, мастер сказал мне: «Да
куда тебя несет! Не суетись,
оставайся, в ТЮЗе тебе обеспечен
весь репертуар -- от Хлестакова и
Гамлета до Иудушки Головлева! А там,
в Риге, ты никогда не сыграешь этих
ролей, никогда!..» Но ведь сыграл же.
Потом говорили: «Не суйся в Москву,
сиди уже, много там таких…» И, тем не
менее, я здесь. В нашей профессии
надо уметь рисковать.
--
Творчество превыше всего -- или есть
что-то «над»?
--
Я умом понимаю, что
есть. И здоровье детей, и
благополучие семьи… Здоровье мамы.
Нет, наверное, в первую очередь, все
же дети, но у меня пока нет детей…
Надеюсь, меня поймут правильно:
сегодня – творчество превыше, а
завтра – будет завтра.
Материалы:
От
Хлестакова до Гамлета
Театр
начинается с печки
Хочу верить в порядочного
человека
Картина
о Леопольде Треппере стала для меня
этапом жизни
Муж
Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом
себя уже не представляю
В
Штирлица я не играл
Фартовый
парень
Андрей
Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя
Каменская
Могу
взорвать мост, отравить колодец,
взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой
роман с Каменской закончился
Сам
в Москве заблудишься, сам и
отыщешься
Не
люблю сильных и волевых женщин
Я
не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой
диагноз
Работа над ошибками
Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf
-
часть 1,
часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока
ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком
Хотите
пообщаться с другими посетителями
сайта, обсудить фильмы и спектакли с
участием Андрея Ильина? - тогда
заходите в нашу Гостевую!
|